Как стресс влияет на здоровье ротовой полости?

Постоянные переживания и сильное эмоциональное перенапряжение негативно влияют на наш организм. При нервном перенапряжении быстро возникают проблемы с самочувствием, страдают в том числе и зубы.

Нужно отметить, что стрессовый фактор не всегда оказывает неблагоприятное воздействие. Небольшое волнение, например, перед ответственным мероприятием, идет на пользу организму, запускает реакции, позволяющие справиться с внештатными ситуациями, быть более сконцентрированными. Негативные последствия наступают при регулярной выработке кортизола и повышенной тревожности.

Есть две составляющие, влияющие на состояние слизистых покровов и зубов. Постоянное воздействие гормонов стресса нарушает функционирование различных систем в организме, страдает иммунитет, что делает ротовую полость уязвимой к многочисленным заболеваниям. Также стресс сильно влияет на наше поведение. В состоянии постоянного напряжения мы плохо питаемся, подчас забываем о гигиене зубов, некоторые люди злоупотребляют алкоголем.

Как стресс влияет на здоровье ротовой полости

При постоянном стрессе могут возникать такие проблемы, как:

• Сухость в полости рта по причине избытка гормона кортизола, угнетающего работу слюнных желез. Сухость во рту нередко возникает и как побочный эффект при приеме транквилизаторов. При этом слюна нужна для устранения патогенных микроорганизмов в ротовой полости, она участвует в насыщении эмали микроэлементами. Постоянная сухость приводит к развитию кариеса и патологий десен, вызывает неприятный запах. Для предотвращения заболеваний старайтесь пить больше воды, иногда можно жевать жевательные резинки без сахара, которые способствуют слюноотделению.
  • Бруксизм. Скрежет зубами во время сна вызывает быструю истираемость и повреждение эмали, нарушение работы челюстных суставов. В свою очередь это приводит к болям в голове, особенно утром, из-за постоянного спазматического состояния могут болеть и мышцы лица. При этом пациенты могут не знать о своем заболевании, пока о скрежете зубами им не скажут близкие люди. Решение проблемы – использование силиконовой каппы, ее нужно надевать на челюсть перед сном. Конструкция уменьшает повреждение эмали, но не устраняет саму причину бруксизма.
  • Заболевания десен – пародонтит и гингивит. Кортизол приводит к спазму сосудов, которые участвуют в кровоснабжении десневой ткани. Нарушение кровообращение делает ткани более тонкими, восприимчивыми к болезнетворным организмам. При размножении бактерий участок десны воспаляется, что приводит к гингивиту. Если не лечить патологию, она приводит к осложнениям, развивается пародонтит – в патологический процесс вовлекаются ткани, прилегающие к зубу. Между зубом и мягкой тканью формируется карман, больной жалуется на кровоточивость десен, болезненные ощущения. Полностью вылечить заболевание нельзя, однако можно замедлить его развитие.
  • Стоматит. Язвочки формируется при проблемах питания ткани слизистой оболочки и распространении бактерий. Очень болезненные язвочки возникают на слизистой в области губ или щеках, в течение 10-14 дней они проходят самостоятельно.
  • Кариес. Болезнь развивается при злоупотреблении сладкой пищей, нерегулярной чистке зубов и курении.
  • Нарушение работы челюстной системы. Патология развивается из-за постоянного мышечного напряжения. При движении суставам слышны характерные щелчки, на тяжелых стадиях пациент испытывает боль, не может открыть рот. Лечение назначается индивидуально, как правило, оно включает в себя ношение ортопедических шин, инъекции ботулотоксина для устранения напряжения мышц.

Профилактика стрессов

Чтобы быть более стрессоустойчивыми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

• Регулярные физические нагрузки способствуют выработке эндорфинов, которые устраняют тревожность. Такая активность может заключаться как в регулярном посещении спортзала, так и в активных прогулках по парку.
  • Соблюдайте баланс труда и отдыха. Выделяйте достаточное время для восстановления организма, не забывайте о положительных эмоциях (общении с близкими, хобби, саморазвитии).
  • Придерживайтесь определенного режима дня – ложитесь и просыпайтесь в одно и то же время, регулярно питайтесь.
  • Правильное питание – важная мера профилактики. Не заедайте переживание десертами и фастфудом, не злоупотребляйте алкоголем. Алкоголь и добавленный сахар дают лишь кратковременное улучшение, после которого тревожность вернется с новой силой.
  • Старайтесь пить достаточное количество воды для устранения бактерий и предотвращения сухости во рту.
  • Чистите зубы дважды в день, даже если в условиях стресса вам не хочется этого делать.

Не забывайте посещать стоматолога каждый год для профилактического осмотра. В ходе такого осмотра врач изучит состояние ротовой полости, в том числе зубов и мягких тканей, сможет своевременно обнаружить кариес, диагностировать осложнения. При необходимости проводится профессиональная чистка, в ходе которой удаляются зубные отложения, налет. Далее стоматолог даст полезные рекомендации по стоматологической гигиене.

Если между плановыми консультациями у вас появились симптомы заболевания, запишитесь на прием к стоматологу как можно скорее.

Таким образом, частые стрессы и постоянное нервное перенапряжение негативно влияют на работу организма в целом и на здоровье полости рта в частности. Старайтесь вести правильный образ жизни, заботиться о своем психоэмоциональном состоянии, чтобы противостоять стрессам.

Picture of Иванова Рика Саркисовна

Специализируется в области эндодонтии и художественной реставрации зубов.

Picture of Иванова Рика Саркисовна

Специализируется в области эндодонтии и художественной реставрации зубов.